В Ростове-на-Дону есть улица имени Веры Пановой.
В 50-е, 60-е годы современники писательницы Веры Федоровны Пановой, лауреата Сталинских премий 1946 года (за роман «Спутники»), 1947 (за роман «Кружилиха»), 1950 (за повесть «Ясный берег»), юные и не очень, зачитывались ее романами, повестями, рассказами, торопились в театры на спектакли, поставленные по ее пьесам. А позднее стояли в очереди за билетиками в кинотеатры на фильмы «Сережа», «Поезд милосердия» («Спутники»), «Евдокия», «Вылет задерживается», «Свадьба как свадьба», «На всю оставшуюся жизнь»… Наконец появился фильм «Сентиментальный роман» (1976г.), герои которого были столь узнаваемы ростовчанами.
Вера Федоровна Панова родилась в Ростове-на-Дону 7 марта 1905 года и покинула родной город только в 1937 году. Ее отец Федор Иванович Панов, служащий одного из ростовских банков, был образованный человек, выходец из богатой, но разорившейся купеческой семьи. Он окончил в Москве Академию коммерческих наук, стажировался за границей, знал иностранные языки. Мать Вера Леонидовна была дочерью скромной учительницы музыки, человеком добрейшей души.
Веру в начале отдали в гимназию, но потом, из-за отсутствия средств, ее учила в основном дома старенькая, очень образованная учительница Анна Фадеевна. Она и привила ей любовь к литературе, истории, сумела развить ее способности. У девочки обнаружилась феноменальная память. В доме к тому же была прекрасная библиотека, так что в раннем детстве Вера перечитывала Пушкина, Тургенева, Гоголя, Гончарова…
…1922 год, Вере — 17 лет. Она уже давно пытается писать, записывает все, что ее волнует. И решается прийти в редакцию газеты «Трудовой Дон» (с 1924 года — «Молот»). Здесь уже сплотился молодой коллектив талантливых людей, ее первые пробы пера оценили и сразу приняли на работу. Журналистика на долгие годы становится ее любимой профессией. В «Трудовом Доне» уже работали Николай Погодин, Владимир Ставский, Александр Бусыгин — впоследствии известные писатели. Позднее приехал в Ростов Александр Фадеев, ставший ее верным другом. Это была среда талантливых людей, принявших свое бурное время, отдавшей своей профессии всю жизнь без остатка. Николай Лапшин, Николай Стальский, Юрий Юзовский, Илья Березняк, главный редактор газеты Виктор Филов и его брат фельетонист Владимир Филов, Арсений Старосельский из молодежнной газеты, редактор «Ленинских внучат» Полиен Яковлев, ныне вошедшие в историю литературы и журналистики донского края. Они и были окружением, друзьями и учителями юной Веры Пановой. Уже выходил первый на Дону литературный журнал «Лава», в котором печаталась Вера Панова, затем детский журнал «Горн».
«Я полюбила газету навеки, — признавалась писательница в своей последней исповедальной повести «О моей жизни, книгах и писателях». — Роднее всех запахов стал мне запах типографской краски, самым важным зданием на земном шаре стал дом, в котором помещалась редакция. Всему выучилась на практике»…
Достоверность творчества Веры Пановой покоряло тонкой наблюдательностью, непосредственностью и силой. Ее любили, ценили, защищали и Всеволод Вишневский, впервые опубликовавший ее роман «Спутники» в своем журнале «Знамя», Александр Твардовский, Константин Симонов, Александр Фадеев, Корней Чуковский и Мариэтта Шагинян. Известные театральные режиссеры Андрей Попов, Николай Охлопков, Георгий Товстоногов ждали ее пьес. Прочитав впервые «Спутники», Всеволод Вишневский воскликнул: «Нашего полку прибыло! Свежий, чистый прозаик появился среди нас!». Журнал «Знамя» стал для нее надолго родным домом.
Редкий успех выпал на долю фильма «Сережа». Международный кинофестиваль в Карловых Варах (1960 год). Сюда из 47 стран были привезены 104 фильма. Но главный приз «Хрустальный глобус» — получил фильм «Сережа» по повести Веры Пановой (режиссеры Г. Данелия, И. Талпнкин). Его демонстрировали в Нью-Йорке, в Стокгольме, Копенгагене и Осло, Берлине, Гаване, Болгари, Мексике. Один американский критик заметил, что этот фильм о пятилетнем мальчике «проливает яркий свет на характер русского народа»…