«Формирование взглядов не может быть сведено к особенностям жизненных обстоятельств, встреч, знакомств, к воспитанию в семье, школе. Но в интересах ученых многое зависит не только от жизненных условий и бытовых обстоятельств, а от состояния науки, от ее внутренних потребностей и открывающихся возможностей. Тем не менее, формирование интересов ученого под влиянием жизненных обстоятельств школы, учителей, научных руководителей и первых лет работы заслуживает внимание независимо от того — большой или малый перед нами ученый, велик или скромен его вклад в науку»
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Здравствуйте наши юные читатели!
Не случайно мы начали наш литературно-познавательный микс с рассуждения выдающегося литературоведа, культуролога, историка — академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, о том, что влияет на формирование взглядов молодого человека.
Важную роль в формировании мировоззрения человека играет знакомство с настоящими, интересными, мудрыми людьми. Мы мало знаем о тех, кто идет с нами всю жизнь, помогает советом, направляет на верный путь.
Из чего складывается развитие каждого человека? Что формирует личность?
Предлагаем послушать аудиокнигу.
- ВОСПИТАНИЕ
- ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ
- ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ — это главные составляющие личности.
«С рождением человека родится и его время. В детстве оно молодое и течет по-молодому – кажется быстрым на коротких расстояниях и длинным – на больших. В старости время точно останавливается. Воспоминания открывают нам окно в прошлое. Они не только сообщают нам сведения о прошлом, но дают нам и точки зрения современников событий, живое ощущение современников. Я не считаю таким уж важным мое собственное развитие – развитие моих взглядов и мироощущения. Важен здесь не я своей собственной персоной, а как бы некоторое характерное явление. Отношение к миру формируется мелочами и крупными явлениями. Их воздействие на человека известно, не вызывает сомнений, и самое важное – «мелочи», из которых складывается работник, его мировосприятие, мироотношение. Об этих мелочах и случайностях жизни и пойдет речь. Естественно, что в моей своего рода «автобиографии», представляемой сейчас вниманию читателя, доминируют положительные воздействия, ибо отрицательные чаще забываются. Человек крепче хранит память благодарную, чем память злую»
Детство и юность. Фрагменты воспоминаний Д.С. Лихачева
Сколько в «Письмах о добром и прекрасном» света и веры! Веры в каждого из нас, что мы можем стать лучше, что мы думающие люди, что мы ответственны, добры.
Что, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, влияет на становление не просто человека, но ученого?
Интересна эпоха Дмитрия Лихачева, рассказанная им самим!
Академик придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма.
Он выдвинул особое понятие — «экология культуры»;
поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим».
Этой заботе об экологии культуры в значительной мере посвящен цикл его статей, вошедших в книгу «Заметки о русском» (1981). 0 необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме посвящены в значительной своей части его книги «Земля родная» (1983) и «Письма о добром и прекрасном» (1985), специально адресованные молодому поколению.
Науку и культурные ценности творят люди. Благодарная память о них не должна предаваться забвению. Лихачев создал целую серию очерков о своих старших товарищах — выдающихся ученых В. П. Адриановой-Перетц, В. М. Жирмунском, П. Н Беркове, И. П. Еремине, Н. И. Конраде, Н. К. Гудзии, Б. А. Романове и др.
Это не только воспоминания мемуарного характера, но одновременно и очерки истории науки, это как бы небольшие гимны лучшим качествам ученых — их увлеченности, трудолюбию, эрудиции, таланту. Естественно примыкает к этим воспоминаниям об ученых подборка афоризмов и суждений, названных автором «Мысли о науке». Очерки и афоризмы Лихачева об ученых и науке вошли в книгу «Прошлое — будущему» (1985).
Предлагаем вашему вниманию видео-урок «Слава российской науки»
Люди всегда изучали окружающий нас мир. Они пытались объяснить самые обыкновенные вещи – например, как возникает молния, и почему текут реки. Они делали открытия и изобретения – электрические приборы, автомобили и компьютеры, которые изменяли образ жизни человека. Современные издательства выпускают огромное количество научно-популярной литературы, на страницах которой известные ученые из разных областей науки делятся своим опытом, наблюдениями и теориями так, чтобы всем было понятно, интересно и полезно. Разобраться в этом многообразии информации поможет книжная выставка «Удивительный мир науки», организованная в детской библиотеке им. А.П. Гайдара.
А знаете ли вы, что?
- Лыжи изобрели в Скандинавии около 3000 лет до н.э.
- Мяч изобрели в Египте около 2000 лет до н.э.
- Ножницы изобрели в Китае около 1500 лет до н.э.
- Паровоз был изобретен английским инженером Ричардом Тревитиком в 1803 году
- Первый в мире персональный компьютер был создан в 1944 году в Гарвардском университете (США) и назывался он «Гарвард Ай Би Эм – 1»
- Виртуальная реальность была создана в 1965 году Иваном Слахерлендом американским ученым
- В 1977 году появился Интернет
- Первая пишущая машинка была сконструирована в 1873 году американскими изобретателями
- Тележка, которой мы пользуемся в магазине, была изобретена в 1956 году французским торговцем Раймондом Жозефом
- 7 мая 1895 года русским физиком Поповым впервые был продемонстрирован практичный радиоприёмник.
Знаете ли вы новые направления современной науки?
- Синтетическая биология (Одно из новых направлений генной инженерии. Главная идея – сконструировать новые геномы и соответствующие им живые организмы, которые либо никогда не существовали в природе)
2. Нанонаука (Большинство из нас знает, что речь идет о технологиях работы с очень маленькими объектами: атомами и молекулами. В науке появилось даже такое направление как нанопсихология! Она изучает способность наночастиц (наноэкранов, наночипов) влиять на психические процессы и мозг человека)
3. Бионика (Девиз бионики: «Живые прототипы – ключ к новой технике»)
4. Нутригеномика и нутригенетика (наука о том, как продукты питания взаимодействуют с нашим организмом)
5. Меметика (Любой из нас при рождении, получает «подарочный набор» — гены и мемы. Гены – то, что нам всем известно и понятно. Мемы — своеобразное хранилище культурных кодов, как в компьютерных чипах. Само слово «меметика» не случайно созвучно известному нам термину «генетика», поскольку оно говорит о передаче информации, только не биологической, а культурологической)
6. Нейроэкономика (Наука о том, как «мозг принимает решения». Теперь на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи. Они снимают и анализируют показатели активности мозга потенциальных покупателей)
7. Соноцитология (Это новое направление биологических исследований, которое изучает, как звучат клетки человека)
8. Сеттлеретика (Как «переселить психику» человека из его смертного биологического головного мозга в бессмертный искусственный «нейрокомпьютерный мозг»)
9. Гелотология – наука о смехе
10. Гоминология – наука, которая занимается изучением «снежного человека»
11. Ампелография – наука, которая изучает сорта винограда
12. Гемеллология – наука о близнецах, выясняющая их происхождение и анализирующая признаки их сходства и различия с позиций генетики, морфологии,физиологии и психологии
13. Филематология – наука о поцелуях
Угадайте, какие для науки важные профессии есть?
«Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете – вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь, не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко. Поэтому мои «Письма о добром» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая «о правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно. Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед…»
Д.С. Лихачев. Письма о добром. Письмо двадцать второе
Конечно, самые важные для науки профессии все!
Главная наука — это наука любви, доброты, воспитанности…
На страничке детской библиотеки им. А.П. Гайдара ВКонтакте мы присоединяемся к межрегиональной библиотечной акции «Читаем письма Д. С. Лихачева» и будем изучать его произведения в различных областях гуманитарных знаний: истории, краеведении, педагогике, философии, этике, искусствоведению.
«Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами, и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе»
Д.С. Лихачев. Письма о добром. Письмо тринадцатое